Лечение Hallux Valgus В Иркутске! Без гипса и без костылей!
Щадящие технологии в Хирургии стопы. Раннее восстановление.
 
8 (3952)
66-11-80
Введите Имя
Введите E-mail
Введите Город




 
                                                        

                                                                         

   Ваша заявка успешно отправлена!   

 

30. 10. 2013

 

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Министерство здравоохранения Российской федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Научное общество молодых ученых и студентов им. И.И. Мечникова ИГМУ

 

Выполнил: Михалевский Василий

Научный консультант:

врач-ортопед, миниинвазивный хирург,

к.м-т.н. С.Н. Нефедьев.

 

Стопа - фундамент тела! 

Патология этого фундамента неизбежно приводит

к проблемам и (или) искривлению нашего "здания". 

Выдержка основной части проведенной работы.
 
Введение.
 
Человек с прямой спиной, с высоко поднятой головой, с лёгкой летящей походкой всегда выглядит молодым и красивым.
Это обусловлено прежде всего правильной осанкой. Осанка служит показателем физической культуры и здоровья человека, это часть индивидуальности личности и выражение ее внутренней позиции.
Красивая походка, хорошо развитая мускулатура, нормальные своды стоп, прямые ноги, подтянутый живот – далеко не каждый человек обладает этими качествами. Причиной тому – наиболее часто встречающиеся патологии опорно-двигательного аппарата – нарушение осанки и плоскостопие.
Плоскостопие - это деформация стопы, характеризующаяся опущением её сводов. Неправильная осанка - состояние, которое проявляется нарушением физиологических изгибов позвоночника.
 
Актуальность. В настоящее время появляется все больше научных данных, что одной из основных причин нарушения осанки является плоскостопие, в связи с этим исследование данного вопроса представляется важным и интересным.
 
Цель работы – выявить зависимость между наличием деформации стопы и нарушением осанки.
 
Задачи:
1. Изучить методы диагностики свода стопы и нарушения осанки;
2. Выбрать методы исследования состояния стопы и осанки учащихся Лицея ИГУ;
3. Выполнить обработку и оценку полученных данных;
4. Выполнить обработку и оценку данных обследования посетителей спортивного клуба World Gym (7-18 лет).
5. Выполнить обработку и оценку данных медосмотра учеников 6 –11 классов гимназии №1, г. Ангарск.
6. Выполнить обработку и оценку данных медосмотра учащихся (7-18 лет), наблюдавшихся в Областном врачебно-физкультурном диспансере.
7. Предложить рекомендации учащимся, исходя из полученных результатов исследования.
 
 
  Правильная осанка. Признаки правильной осанки.
 
Осанка — это поза человека в расслабленном состоянии или при движении.
 
Признаки правильной осанки:
1. прямое положение головы;
2. одинаковый уровень надплечий, сосков, углов лопаток;
3. равная длина шейно-плечевых линий - расстояние от уха до плечевого сустава;
4. равенство треугольников талии - углубление, образуемое выемкой талии и свободно-опущенной рукой;
5. прямая вертикальная линия остистых отростков позвоночника;
7
6. равномерно выражены физиологические изгибы позвоночника в сагиттальной плоскости;
7. одинаковый рельеф грудной клетки и поясничной области в положении наклона вперед;
8. наличие физиологических изгибов в сагиттальной плоскости в виде шейного и поясничного лордоза и кифоза в грудном и крестцовых отделах;
9. прямая конфигурация позвоночного столба во фронтальной плоскости (при осмотре со стороны спины);
10. глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони обследуемого пациента. (5, 12, 14)
Таким образом, при правильной осанке все части тела расположены симметрично относительно позвоночника. Нет поворотов таза и позвонков в горизонтальной плоскости, изгибов позвоночника или косого расположения таза - во фронтальной, остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины. Проекция центра тяжести тела при хорошей осанке находится в пределах площади опоры, образованной стопами, примерно на линии, соединяющей передние края лодыжек. (14, 17)
При функциональных нарушениях осанки мышцы туловища ослаблены, поэтому принять правильную осанку ребенок может лишь ненадолго. У здоровых, гармонично развитых людей юношеская осанка сохраняется до глубокой старости. (9, 18)
 
1.5. Виды нарушений осанки.
Нарушения осанки, обусловленные деформацией позвоночника в саггитальной плоскости:
• Сутулость (кифоз): шея вытянута вперед, плечи опущены;
• Вогнутая спина (лордоз) Грудь и живот выпячены вперед. Плечи приподняты;
• Круглая спина — усиленная форма сутулости. Грудной отдел позвоночника отклоняется назад, из-за чего спина выглядит сгорбленной;
• Плоская спина. Поясничный отдел отклонен вперед, грудной — назад. Естественные изгибы спины «сглаживаются».
Неправильная поза вызывает перенапряжение мышц спины, которые в свою очередь пережимают важные сосуды, снабжающие кровью головной мозг. В итоге пациент начинает жаловаться на:
• частые головные боли,
• быструю утомляемость,
• снижение концентрации внимания. (9, 13, 18)
Чем раньше будет проведена коррекция осанки, тем больших проблем со здоровьем удастся избежать.
8
Нарушения осанки, обусловленные деформацией позвоночника во фронтальной плоскости.
Дефекты осанки во фронтальной плоскости не подразделяются на отдельные виды. Для них характерно нарушение симметрии между правой и левой половиной туловища; позвоночный столб представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; определяется асимметрия треугольников талии, пояса верхних конечностей (лопатки, плечи), голова наклонена в сторону. Такая осанки называется сколиотической. Часто такая осанка осложняется сколиозом. Главное отличие сколиоза от просто нарушений осанки во фронтальной плоскости - скручивание позвоночника вокруг своей оси. Позвонки при этом расположены, как ступени винтовой лестницы. Из-за этого при наклоне вперед ребра на выпуклой стороне сколиотического изгиба позвоночника выпячиваются назад. (13, 14, 17)
 
1.6. Степени нарушения осанки
Первая – если человек себя контролирует и старается держаться прямо, то отклонений практически не заметно.
Вторая – отклонения от нормы выражаются в нарушении мышечной функции, такие состояния поддаются лечению (физкультура, ЛФК, гимнастика).
Третья – нарушения затрагивают скелет, лечению поддаются очень слабо.
Для детей дошкольного возраста наиболее характерны 1 – 2 степени нарушения осанки, для школьников – 2-3 степень. (18, 19)
 
1.7. Влияние нарушения осанки на состояние свода стопы
 
Стопа человека устроена таким образом, чтобы выдерживать два вида нагрузок — нижние и верхние:
1. первые обусловлены ударами ног о землю во время ходьбы,
2. вторые — весом тела в вертикальном положении.
Как бы ни отклонялась ось позвоночника, сила, с которой туловище давит на ноги, остается неизменной. Поэтому сами по себе нарушения осанки вызвать уплощение ступней не способны. (3, 5, 7)
Однако, очень часто у детей отмечается одновременное развитие обеих патологий. Причина в том, что их появление могут провоцировать одни и те же негативные факторы:
• наследственная предрасположенность;
• разная длина ног;
• избыточный вес;
• раннее хождение (в возрасте до 8-9 месяцев);
• рахит;
• эндокринные заболевания;
• ношение неправильно подобранной обуви. (5, 7)
 
9
Нарушения осанки становятся заметными практически сразу. А вот симптомы плоскостопия нарастают постепенно. Поэтому у родителей может возникнуть иллюзия, что первый недуг у ребенка «потянул» за собой второй. (11, 12)
 
1.8. Влияние плоскостопия на осанку
Обратная ситуация, когда имеющееся плоскостопие влечет за собой искривление позвоночника, возникает при запущении болезни у подавляющего большинства пациентов. Дело в том, что в результате деформации стопа утрачивает свою рессорную функцию. Если ее изогнутый свод гасит до 70% нагрузок, возникающих при ударах о землю, то «распластанный» костно-мышечный аппарат передает все толчки наверх без изменений. (11, 12)
Пытаясь защитить от сотрясений внутренние органы, организм создает последний барьер — заставляет человека отклонять положение тела при ходьбе в сторону. Таким образом усиливается амортизирующая способность позвоночника. В детском возрасте деформация быстро закрепляется. Позвонки закручиваются в «пружину», и у ребенка развивается сколиоз или кифоз. Чтобы не допустить этих проблем, важно вовремя обнаружить и начать лечение плоскостопия. При плоской стопе центр тяжести человеческого тела отклоняется назад, что нарушает равновесие, и человек при ходьбе наклоняется вперед. Формируется цепная реакция, которая приводит к развитию сутулости. Из-за специфики патологии в течение дня быстро устают нижние конечности, появляется боль и отечность. (3, 11)
Кроме того, из-за отсутствия амортизационной функции у свода стопы при плоскостопии возникает повышенная нагрузка как на саму стопу, так и на коленные суставы. Таким образом, амортизационная функция перекладывается со свода стопы на коленные суставы и позвоночник, не подготовленные и не предназначенные для выполнения данных нагрузок. В результате возникают проблемы с коленными суставами (в частности: перерастяжения связок) и межпозвоночными дисками (возможны грыжи). Если у человека ожирение, для него плоскостопие и сколиоз – обычное явление.(11, 12, 14)
Есть ещё одно обстоятельство объединяющее плоскостопие и нарушение осанки – генерализованная гипермобильность. Это заболевание характеризуется слабостью мышечно-связочного «корсета» тела. Что приводит к плоскостопию и прогрессирующему ухудшению осанки. Причём симптомы гипермобильности были выявлены у 25% юношей и 50% девушек в возрасте от шестнадцати до двадцати лет, по результатам исследования проведённого в 2002 году Беленьким Александром Геннадьевичем. (2)
 
10
II Экспериментальная часть
Основные исследования проводилась среди учащихся лицея ИГУ. Всего в эксперименте приняло участие 62 ученика - 37 девочек и 25 мальчиков.
Среди известных методов диагностики патологии стопы можно выделить следующие:
• Визуальная оценка
• Измерение стопы метрической лентой – подометрия
• Метод плантографии, позволяющий получать изображения зоны контакта подошвенной поверхности стопы, по которым рассчитываются различные индексы и показатели
• Традиционная плоскостная рентгенография
Характеристика методов подробно описана в предыдущей работе, а также в приложении данной работы. (Приложение 4)
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату методом является диагностика рессорных свойств стопы методом плантографии по В.А. Штритеру. По данным Мартиросова Э.Г, Хабибулиной И.Р. cпособ диагностики стопы по Штритеру дает высокую степень градации плоскостопия в количественном выражении и позволяет провести экспресс - оценку состояния стопы. В связи с этим, в работе использовался метод плантографии, а оценка плантограмм проводилась по методу Штритера.
На следующих снимках представлены плантограммы различных типов стоп, полученных в результате проведенного эксперимента:
Рис. 1. Рис. 2. Рис. 3. Рис. 4.
Повышенный свод Нормальная стопа Уплощенная стопа Плоскостопие
Диагностировать патологию осанки также можно разными способами. Все методы диагностики деформации позвоночника можно разделить на:
• субъективные (визуальный осмотр);
• объективные (измерительные, графические и топографические).
Характеристика методов диагностики патологии осанки также подробно описана в приложении данной работы. (Приложение 5)
 
11
В своих исследованиях мы использовали объективный измерительный метод по Лях В.И., Любомирскому Л.Е. и Мейксон Г.Б.
Выявление нарушений осанки проводили по соотношению ширины плеч и дуги спины. Дуга спины определяется по расстоянию между костными выступами над плечевыми суставами (акромиальными отростками), измеренному по линии ключиц (Рис. 4). Ширина плеч – по расстоянию между теми же костными выступами со стороны спины. Полученные результаты показывают соответственно величину дуги спины и ширину плеч.
Рис. 5. На их основе рассчитывается индекс, характеризующий состояние осанки, по следующей формуле:
ПО = ШП /ДСx100 %,
где ПО – показатель осанки, %
ШП - ширина плеч в см,
ДС - дуга спины в см.
Величина показателя осанки 100 - 110 % соответствует норме; 90-99 % - свидетельствует о нарушении осанки и необходимости выполнять специальные упражнения; снижение его до 85 - 90 % или увеличении до 125 - 130 % указывает на серьезное нарушение осанки и необходимости обращения к врачу - ортопеду.
В результате анализа полученных плантограмм мы получили следующие результаты (рис.6.): среди обследованных ребят нормальный свод стопы имеют 33 человека(54%). У остальных учеников (46%) найдены различные отклонения от нормы: У 11 учащихся (17% от общего
Рис.6. Распределение показателей индекса Штритера
количества обследованных) обнаружено плоскостопие, 16 учеников (26%) имеют уплощение стопы, у 2 учеников (3%) стопа с повышенным сводом.
Анализ диагностики состояния осанки в экспериментальной группе дал следующие результаты: 34 ученика (55%) не имеют отклонений в осанке, у 19 учеников (31%) выявлено нарушение осанки, у 9 учеников (14%) обнаружены серьезные нарушения осанки. (Рис.7)
54%
3%
26%
17%
Название диаграммы
норма
повышенный свод
уплощение свода
плоскостопие
 
12
Рис.7. Распределение индекса показателей осанки
Анализ результатов по выявлению связи плоскостопия с нарушением осанки в эксперименте показал, что у 47%(29 человек) не обнаружено отклонений от нормы; 53%(33 человека) имеют нарушения опорно-двигательного аппарата: патология стопы (плоскостопие) - 8%(5 человек), нарушение осанки – 10%(6 человек). Сочетание патологии стопы с нарушением осанки выявлено у 35% учащихся.
Результаты анализа связи плоскостопия с нарушением осанки в экспериментальной группе
Рис. 8.
Помимо собственного экспериментального исследования, нами была проведена обработка и оценка данных медосмотров учащихся 6 -11 классов гимназии №1, г. Ангарск, учащихся 8-18 лет, наблюдавшихся в областном врачебно-физкультурном диспансере г. Иркутска, а также данных медицинского обследования посетителей ( 8 -18 лет) фитнес клуба World Gym. Данные были любезно предоставлены врачом-ортопедом, к.м.н. С.Н.
47%
8%
10%
35%
норма
плоскостопие
нарушение осанки
сочет. плоскостопия с нар. осанки
55%
31%
14%
норма
нарушение
серьезное нарушение
 
13
Нефедьевым, врачом-реабилитологом Л.Н. Шевченко, врачом-неврологом Е.А. Халиман, врачом-травматологом В.В. Самылиной.
Результаты анализа данных медосмотра учеников 6 – 11 классов гимназии №1, г. Ангарска
Рис. 9.
Результаты анализа данных обследования посетителей спортивного клуба World Gym (8 -18 лет)
Рис. 10.
12%
30%
58%
практически здоровы
патология стопы
сочетание нарушений осанки и патологии стопы
30%
9%
46%
15%
Здоровы
Плоскостопие
Сочетание нарушений осанки и патологии стопы
нарушение осанки
 
14
Результаты медосмотра школьников, наблюдавшихся в Областном врачебно-физкультурном диспансере г. Иркутска
Рис. 11.
30%
18%
44%
8%
Практически здоровы
Патология стопы
Сочетание нарушения осанки и патологии стопы
Нарушение осанки
 
15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. На основе анализа плантограмм учащихся лицея ИГУ 54% учащихся имеют нормальную стопу, 46% - различные отклонения от нормы (17% - выраженное плоскостопие, 26% - уплощение стопы, 3% - повышенный свод стопы). Девочек с плоскостопием и уплощением стопы – 25%, мальчиков - 18%.
2. В результате исследования состояния осанки в экспериментальной группе 55% учащихся не имеют отклонений в осанке, у 26% выявлено нарушение осанки, у 14% - серьезное нарушение. Девочек с нарушением осанки – 26%, мальчиков – 19%.
3. Анализ всех полученных в эксперименте результатов показал, что 53% учащихся обнаружены нарушения опорно-двигательного аппарата, из них: патология стопы - 8% (без нарушения осанки), нарушение осанки – 10% (без нарушения свода стопы), сочетание патологии стопы с нарушением осанки выявлено у 35% учащихся.
4. Результаты обработки и оценки данных медосмотров учащихся гимназии Ангарска, ОВФД Здоровье и фитнес-клуба World Gym также показали высокий процент сочетания нарушений осанки и патологии стопы. (гимназия Ангарска – 58%, ОВФД «Здоровье» - 44%, фитнес-клуб World Gym – 46%).
5. Учащимся с нарушением свода стопы и осанки рекомендованы консультация врача-ортопеда, специальные упражнения, массаж и тщательный подбор обуви.
Результаты наших собственных исследований, а также обработка исследований, проведенных в разных медицинских учреждениях Иркутска и Ангарска показали достаточно высокий процент сочетания плоскостопия с нарушением осанки. (35% из 53%, 58% из 88%, 44% из 70%, 46% из 70%).
Из этого следует, что стопа человека является опорой, фундаментом организма, и изменение ее формы вызывает не только снижение ее функ-циональных возможностей, но также оказывает существенное влияние на состояние осанки.
Представленная научная работа полезна для своевременного выявления отклонений в развитии важных составляющих опорно-двигательного аппарата – стопы и осанки. Мы считаем, что данными нашего исследования могут воспользоваться учителя физической культуры (для индивидуального подхода к детям, имеющих плоскостопие и нарушение осанки), биологии (в качестве примера конкретных статистических данных), и что особенно важно, об этом должны своевременно узнать родители, чтобы принять необходимые меры по лечению и профилактики плоскостопия и нарушения осанки у своих детей.
 
16
ЛИТЕРАТУРА
1. Билич Н.П. Медицинская популярная энциклопедия. – М.: АСП, 1997. -125с.
2. Беленький А.Г. Генерализованная гипермобильность суставов и соединительнотканные синдромы. М.: Научно-практическая ревматология, №4, 2001.
3. Валик Б.В. Подготовка мышц, обеспечивающих правильную осанку и упругие свойства стопы . М.: Физическая культура в школе. - 2006. – 62с.
4. Васильева А.В. Плоскостопие. Самые эффективные методы лечения. - М.: Крылов, 2011. – 160с.
5. Гребова Л.П. Лечебная физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. – М. Академия, 2006.-176с.
6. Гришин Т.В., Никитин С.В. Методы профилактики нарушений осанки у детей в общеобразовательных школах //Вестник гильдии протезистов-ортопедов, 2000, № 3, с. 38-42.
7. Красикова И.С. Плоскостопие. Профилактика и лечение. – М. 2002.
8. Лосева В.С. Плоскостопие у детей 6-7 лет: Профилактика и лечение. Издательство: "Сфера", 2004.
9. Лысова Н.Ф., Айзман Р. И., Завьялова Я. Л., В. М. Ширшова. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена: Учебное пособие 2-е изд., - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010 г.
10. Мартиросов Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии. М.: «Физкультура и спорт», 1982. - 104с.
11. Николайчук Л.В., Николайчук Э.В. Остеохондроз, сколиоз, плоскостопие. — Мн.: Книжный Дом, 2004. — 320 с. — (Домашний доктор).
12. Петрухин, А. С. Обреимова Н. И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков; учебное пособие для студентов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: издательский центр «Академия», 2007 г.
13. . Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. Санкт- Петербург. «Речь» 2001.
14. Сидоров С.П. Различные нарушения осанки у детей и подростков и занятия физкультурой и спортом. Москва. 2005
15. Хабибуллина И.Р., Тупиев И.Д. Спортивная морфология (практикум). - Уфа, 2006. - 24с.
16. Чоговадзе А.Г. Предупреждение и лечение плоскостопия. – М.: Медицина, 1965. – 49 с.
17. Энциклопедия здоровья. / под ред. В.М. Петренко. – М., 1992. – С. 346-357.
 
СПОСОБЫ ДИАГНОСТИКИ РЕССОРНЫХ СВОЙСТВ СТОПЫ
В настоящее время известно несколько способов диагностики рессорных свойств стопы. При обследовании стопы используют визуальный, измерительные (подометрия, плантография) и рентгенографический способы диагностики. При визуальном способе диагностики оценку состояния стопы проводят путем приподнимания на носки и поднимания пальцев стопы без отрыва от плоской опоры. Этот метод считается субъективным и не позволяет дать градацию плоскостопия и количественно оценить его, что не позволяет его использовать в ранней диагностике с целью ранней коррекции дисфункции стопы спортсмена.
В основе измерительного способа диагностики стопы (подометрия) лежит измерение длины стопы, высоты медиальной части ее продольного свода, высоты подъема стопы, ширины заднего и переднего отделов стопы. По формуле М.О.Фридлянда вычисляется индекс стопы, равный:
где I - искомый индекс (в %),
h - высота подъема стопы (в см),
l - длина стопы (в см).
Характеристика индекса стопы:
от 31 до 29% - нормальный свод,
ниже 25% - резкое плоскостопие.
Однако метод недостаточно точен, не лишен субъективизма и при этом позволяет описать лишь анатомический компонент патологии, не затрагивая функционального. Способ может быть пригоден для ранней диагностики плоскостопия только в сочетании с другими способами.
Известен инструментальный способ диагностики стопы - плоскостная рентгенография (Эффективность методов оценки сводов стопы человека.
Метод отличается высокой точностью и надежностью. Однако его не применяют на ранних стадиях диагностики, так как он не является экспресс-методом из-за высокой трудоемкости, а также из-за значительных материальных затрат и ионизирующего излучения.
21
В основе метода плантографии лежит получение отпечатка стопы - плантограммы. Обработку плантограммы проводят по методу И.М. Чижина или В.А. Штритера путем построения чертежа по антропометрическим точкам стопы и затем по формуле вычисляется индекс стопы. Сводчатость стопы оценивают по индексу.
При обработке плантограмм по Чижину проводят касательную АВ к наиболее выступающим точкам стопы с внутреннего края. Линию СД проводят через пятки к основанию 2-го пальца. Через середину СД восстанавливают перпендикуляр ЕF до пересечения с касательной АВ в точке «в» и с наружным краем отпечатка в точке «а» и внутренним краем отпечатка в точке «б».
Форму стопы определяем по индексу:
I=(аб/бв)
При индексе Чижина от 0 до 1 - сводчатость стопы нормальная, при индексе более 2 имеется плоскостопие. Этот способ диагностики используют тренеры и спортивные врачи для экспресс-оценки рессорной и опорной функции стопы при обследовании спортсмена. Этот способ достаточно точен, дает количественную градацию патологии, однако описывает только анатомический компонент, характеризующий плоскостопие. Другие же виды дисфункции стопы этим способом не выявляются. В ранней диагностике плоскостопия этот способ можно использовать только в сочетании с другими способами.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является измерительный способ диагностики рессорных свойств стопы спортсмена методом плантографии по В.А. Штритеру. В основе плантографии по Штритеру также лежит получение отпечатка стопы - плантограммы. Обработку плантограммы производят путем построения чертежа, на котором наносят касательную АБ к наиболее выступающим точкам медиального края отпечатка стопы, из середины которой в точке В
22
восстанавливают перпендикуляр, пересекающий медиальный край отпечатка в точке Г, а латеральный- в точке Д (рис.1).
Полученные отрезки ВД и ГД измеряют (в см).
Состояние продольного свода стопы определяют по формуле:
где I - индекс Штритера,
ГД - отрезок перпендикуляра (в см),
ВД - отрезок перпендикуляра (в см),
и оценивают следующим образом: при индексе от 0 до 36% -высокосводчатая стопа, от 36,1 до 43% - повышенный свод, от 43 до 50% - нормальный свод, от 50,1 до 60% - уплощение свода, от 60,1 до 70% - плоскостопие.
Данный способ диагностики стопы дает высокую степень градации плоскостопия в количественном выражении и позволяет провести экспресс - оценку состояния стопы спортсмена при его обследовании. Однако для ранней диагностики нарушений свода стопы его можно применять только в сочетании с другими методами.
23
Приложение 5
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ
Методы определения правильной осанки
Диагностировать патологию осанки также можно разными способами. Все методы диагностики деформации позвоночника можно разделить на:
• субъективные (визуальный осмотр);
• объективные (измерительные, графические и топографические).
К субъективным методам относится визуальный осмотр. Наиболее распространенным является тест Адамса.
При наклоне больного вперед визуально оцениваются фронтальные искривления позвоночника и торсио-ротационные смещения туловища. Вторая группа методов - методы объективной оценки, к которым относятся:
• измерительные;
• графические.
Измерительные методы - основаны на определении изгибов позвоночника в линейных и угловых величинах. К ним относятся: измерения размеров позвоночника и других частей тела сантиметровой лентой, отвес на нити, скользящий циркуль и т.д.
Графические методы - основаны на проведении электромиографии мыщц спины и выявлении асимметрии электрической активности паравертебральных мышц, свидетельствующих о деформациях позвоночника. Также к графическим методам относится измерение температурного градиента в тканях позвоночного столба и паравертебральных областях с помощью гелио-неонового лазера, по которому косвенно судят о деформации позвоночника.. Существуют еще топографические методы, которые позволяют получить изображение туловища человека по аналогии с топографическими картами. Визуальный анализ таких топограмм дает возможность оценить форму дорсальной поверхности туловища, а по ней опосредованно судить о форме искривления позвоночника.
24
Возможно контролировать осанку с помощью обычной сантимет-
ровой ленты (Лях В.И., Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б. и др., 2001). На-
щупайте выступающие костные точки над обоими плечевыми суставами.
Возьмите сантиметровую ленту левой рукой за нулевое деление и прижми-
те ее к точке левого плеча. Правой рукой протяните ленту по линии клю-
чиц к аналогичной точке правого плеча и зафиксируйте полученный ре-
зультат измерения. После этого повторите измерение, но на этот раз про-
тяните ленту между костными точками плеч за головой. Полученные ре-
зультаты (с определенной долей погрешности) показывают соответственно
ширину плеч и величину дуги спины. На их основе можно рассчитать ин-
декс, характеризующий состояние осанки, по следующей формуле:
12
Ширина плеч, см 100 .
Величина дуги спины
⋅
Величина показателя осанки 100 - 110 % соответствует норме; 90-99 % - свидетельствует о нарушении осанки и необходимости выполнять специальные упражнения; снижение его до 85 - 90 % или увеличении до 125 - 130 % указывает на серьезное нарушение осанки и необходимости обращения к врачу - ортопеду.
Функциональные пробы
Слабые, неразвитые мышцы не обеспечивают правильного формиро-
вания физиологических изгибов позвоночника, хуже защищают его от бо-
ковых искривлений. Избыточный вес дает дополнительную нагрузку и на
мышцы, и на межпозвоночные диски. Чтобы справляться с нагрузками, по-
звоночнику в равной мере необходимы и гибкость (подвижность), и устой-
чивость – сила и выносливость позных мышц («мышечного корсета»).
Гибкость позвоночника. При наклоне вперед студент с хорошей
осанкой должен, не сгибая коленей, коснуться пальцами пола, сидя – по-
ложить подбородок на колени; при наклоне назад (стоя, с прямыми нога-
ми) – достать пальцами рук до середины бедра. При наклоне вбок (не на-
клоняя туловище и не поворачивая его) – достать пальцами до боковой по-
верхности ноги на уровне подколенной ямки. Чтобы оценить суммарную
подвижность всех отделов позвоночника в горизонтальной плоскости, сле-
дует сесть верхом на стул и повернуть туловище и голову, посмотрев вбок
и назад. При нормальной подвижности позвоночника в горизонтальной
плоскости становится видно, что находится прямо за спиной.
Асимметрия при наклонах туловища вбок и поворотах в сторону:
различия в объеме этих движений говорят о нарушениях осанки во фрон-
тальной плоскости или о сколиозе. Ограничение подвижности позвоноч-
ника – явный признак нарушений в состоянии опорно-двигательного аппа-
рата. Но и чрезмерная гибкость, особенно в сочетании со слабыми мыш-
25
цами, не менее опасна для позвоночника.
«Мышечный корсет». Приведем основные пробы, которые приме-
няются для оценки состояния «мышечного корсета». По секундомеру из-
меряется время до выраженного утомления мышц (мышцы начинают дро-
жать, туловище или ноги раскачиваются). Ориентировочная норма удер-
жания любой из статических поз составляет 3–5 минут.
Мышцы спины. Лечь на живот поперек гимнастической скамейки,
чтобы верхняя часть туловища до подвздошных гребней находилась на ве-
су, руки на поясе, ноги зафиксировать.
Мышцы живота. Лежа на спине с фиксированными ногами, руки на
поясе, медленно (15 раз в минуту) сесть и вернуться в исходное положе-
ние. Норматив – 30 раз.
Мышцы боковых сторон туловища. Лечь на бок поперек гимнасти-
ческой скамейки так, чтобы верхняя часть туловища до подвздошных
гребней находилась на весу, руки на поясе, ноги фиксированы. Обратить
особое внимание на то, чтобы время выполнения этой пробы было одинаковым для правого и левого бока.
Важнее не абсолютные значения выносливости мышц, а их гармо-
ничное развитие. Заметная разница между силой и выносливостью мышц
спины и живота и тем более между правой и левой частями туловища –
повод для беспокойства. Результаты функциональных проб следует учи-
тывать при подборе упражнений лечебной физкультуры. Слишком силь-
ные мышцы обычно следует расслаблять и растягивать, слишком слабые –
укреплять.
Чаще всего нарушения осанки вызваны не ортопедическими или об-
менными заболеваниями, а плохим физическим развитием и отсутствием
навыка правильной осанки. Такие нарушения еще не являются признаком
(следствием или причиной) болезни позвоночника, а имеют функциональ-
ный характер (Милюкова И.В., Евдокимова Т.А., 2004). Однако функцио-
нальные нарушения осанки, относительно легко поддающиеся коррекции,
не проходят сами и всегда рано или поздно приводят к органическим изме-
нениям, которые лечатся долго и сложно, а хорошим результатом лечения
часто считается прекращение прогрессирования болезни (Милюкова И.В.,
Евдокимова Т.А., 2004).
26
Приложение 6
ДАННЫЕ МЕДОСМОТРА УЧЕНИКОВ 6-11 КЛАССОВ
ГИМНАЗИИ №1, Г. АНГАРСК, АПРЕЛЬ 2013 ГОДА.
(данные предоставлены врачем-ортопедом, к.м.н., С.Н. Нефедьевым)
Приводится среднее значение.
Из расчета на 25 девочек 6-11 классов:
2 девочки практически здоровы,
23 девочки имеют заболевания опорно-двигательного аппарата, из них:
патология стопы (вальгусная деформация стоп, плоскостопие различной степени) у 8 человек
сочетание сколиоза и патологии стопы у 15 человек
Из расчета на 25 мальчиков 6-11 классов:
4 мальчика практически здоровы,
21 мальчик имеет заболевания опорно-двигательного аппарата, из них:
патология стопы (вальгусная деформация стоп, плоскостопие различной степени) у 7 человек
сочетание сколиоза и патологии стопы у 14 человек
27
Приложение 7
ГИМНАСТИКА ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ И НАРУШЕНИЯХ ОСАНКИ
Гимнастика при плоскостопии
Комплекс 1
Исходное положение - сидя на стуле, ступни - на полу. Поджимать пальцы стоп, повторить 3-5 раз; не отрывая пяток от пола, поочередно приподнимать ступни на себя (3-5 раз); не отрывая кончиков пальцев от пола приподнимать пятки (3-5 раз); поочередно приподнимать только большие пальцы стоп (3-5 раз); поочередно приподнимать все пальцы, ступни при этом слегка повернуты внутрь, пятки не отрывать от пола (3-5 раз).
Комплекс 2
Исходное положение - сидя на стуле, ступни - на полу. Большим пальцем правой ноги провести по передней поверхности голени левой ноги снизу вверх (3-5 раз). Повторить то же самое большим пальцем левой ноги (3-5 раз). Можно усложнить упражнение и пытаться большим пальцем правой ноги натянуть гольф на голень левой ноги. Затем поменять ноги.
Комплекс 3
Исходное положение - сидя на стуле, одна ступня - на мяче, другая на полу. Ступней, находящейся на мяче, покачивть его влево - вправо, вперед - назад, 3-5 раз. Ноги поменять и упражнение повторить. Далее, захватить мяч ногами и удерживать его несколько секунд на весу, опустить на пол, а затем опять поднять (3-5 раз).
Комплекс 4
Исходное положение - сидя на стуле. Под стопы или около них можно положить кусок ткани, мелкие предметы (шашки, элементы детского конструктора, речную гальку и т.п.), скалку. Задача: кончиками пальцев собрать ткань, захватить и переместить мелкие предметы, покатать скалку. Также, скалку можно покатать всеми стопами.
Комплекс 5
Исходное положение - стоя. Вставать на кончики пальцев (Приподниматься на мысочках?) (3-5 раз). Поворачивать стопы внутрь (3-5 раз). Совершать ходьбу на месте. Пройти вперед, встав на внешние края стоп. Пройти по черте.
Комплекс 6
28
Исходное положение - стоя. Приседать, не отрывая пяток от пола (3-5 раз). При наличии возможности, шагать по перекладинам или походить по неровной, бугристой поверхности. Также, можно балансировать на мяче. (Внимание! Взрослые должны страховать ребенка!)
Комплекс 7
Исходное положение - стоя на бруске, положенном на пол. Приседать на бруске (3-5 раз). Стоять на бруске то на правой, то на левой ноге. Стопы, при этом, следует располагать поперек, а затем вдоль бруска. Также, можно пройти несколько раз приставными шагами поперек бруска и пройти вдоль него.
(Васильева А.В. Плоскостопие. Самые эффективные методы лечения., 2011).
Гимнастика при нарушениях осанки
1. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч, в руках мяч. Руки поднять вверх, потянуться, посмотреть на мяч, положить его на грудь, при этом разводя локти в стороны, затем опустить руки вниз. Повторить 5-6 раз. 2. И.П. - то же. Руки поднять вверх, потянуться, бросить мяч назад, затем через стороны опустить руки вниз. Повторить 3-4 раза. 3. И.П. - стоя, в руке мяч. Согнуть руки и завести за спину: одну сверху, другую снизу. Переложить за спиной мяч в другую руку. При этом следить за сохранением правильной осанки. Сделать 4-6 раз. 4. И.П. - стоя, ноги на ширине ступни, в руках мяч. Поднять мяч над головой, развести локти и соединить лопатки, при этом смотреть вперед. Выполнять наклоны вправо и влево. Сделать по 4-6 наклонов в каждую сторону. 5. И.П. - лежа на спине. Приподнять прямые ноги, развести в стороны, скрестить, при этом не отрывая от пола туловища и рук. Дыхание не задерживать. Повторить 8-10 раз. 6. И.П. - лежа на спине, одна рука на груди, другая на животе. Выполнять дыхательное упражнение. При этом следить за тем, чтобы при вдохе обе руки одновременно поднимались, а при выдохе опускались. Повторить 3-4 раза. 7. И.П. - лежа на животе, руки на затылке, локти в стороны, лопатки соединены. Приподнять верхнюю часть туловища и задержаться в этом положении 5-10 секунд. Повторить 3-4 раза. 8. И.П. - лежа на животе, руки вдоль туловища ладонями вниз. Выполнять поочередное приподнимание прямых ног с задержкой в верхнем положении в течение 3-5 секунд. Сделать по 4-6 раз каждой ногой. 9. И.П. - лежа на животе, руки согнуты с опорой на кисти, локти разведены. Приподнять верхнюю половину туловища, при этом одновременно
29
выпрямляя руки в стороны - сделать вдох, затем вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 3-4 раза. 10. И.П. - лежа на спине. Выполнять поочередное сгибание и разгибание ног (имитация езды на велосипеде). Сделать по 10-15 раз каждой ногой. Затем - отдых лежа на спине, при этом спокойное дыхание в произвольном темпе в течение 20-30 секунд. 11. И.П. - лежа на животе, руки в стороны ладонями вниз. Приподнять прямые ноги и верхнюю часть туловища, при этом прогибаясь и сближая лопатки, затем лечь, расслабляя мышцы. Повторить 3-4 раза. 12. И.П. - лежа на спине, руки согнуты в локтях. Прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника с опорой на таз и локти (упражнение "мостик"). Повторить 3-4 раза в медленном темпе. 13. И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища ладонями вверх. Не отрывая от пола, развести руки в стороны, затем вверх, далее - потянуться, руки в стороны и вниз. Повторить 4-5 раз. 14. И.П. - стоя на четвереньках. Поднять одновременно правую руку и левую ногу, не прогибаясь сильно, задержаться в этом положении 3-5 секунд. То же самое повторить другой рукой и ногой. Повторить 4-5 раз в медленном темпе. 15. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч. Согнуть руки в локтях, сжимая пальцы в кулак, затем поднять руки, выпрямляя пальцы, и потянуться. Затем опустить через стороны руки вниз. Повторить 4-5 раз в медленном темпе. 16. И.П. - основная стойка, гимнастическая палка в руках, горизонтально перед собой. Поднять палку вверх, опустить на лопатки, присесть, выпрямиться, поднять палку вверх, потянуться и опустить перед собой. Повторить 6-8 раз в медленном темпе. 17. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч, палка в руках. Поднимая палку вверх, сделать наклон в сторону, при этом смотреть перед собой. Опуская палку, выпрямиться. То же самое повторить в другую сторону. Сделать по 2—3 раза в каждую сторону, темп медленный. Выполняя упражнения при нарушении осанки у детей необходимо следить за тем, чтобы дети правильно дышали, не задерживали дыхание. После выполнения упражнений следует походить по комнате обычным шагом, при этом сохраняя правильную осанку. Дыхание полное, глубокое (на 3 шага вдох, на 5-6 - полный выдох). Продолжительность ходьбы 2-3 минуты.
30
Приложение 8
ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ И НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ
Профилактика плоскостопия
1. Очень важно ношение обуви, подобранной точно по ноге. Медиальный край обуви должен быть прямым, чтобы не отводить кнаружи 1-й палец, носок – просторным. Каблук не должен превышать 4 см.
2. Желательно, чтобы в этой обуви были корригирующие стельки,
стельки-супинаторы.
3. В любую свободную минуту надо стараться дать ногам отдых. Когда вас никто не видит (так как поза не очень эстетичная), поставить стопы крест-накрест и опереться на их внешние края.
4. 3 – 4 раза в день необходимо вставать на внешние стороны стоп. Стоять в таком положении надо не меньше 30 – 40 секунд.
5. Вечером рекомендуются теплые ванны (температура воды 35 – 36 °С) с последующим массажем свода стопы и мышц.
6. Большое значение имеют специальные физкультурные приемы: ходьба босиком по неровной поверхности, по песку, ходьба на цыпочках, живые игры (волейбол, баскетбол и т. д.). (4, 7)
Профилактика нарушений осанки
Чтобы предупредить искривление позвоночника, в первую очередь необходимо научиться правильно сидеть. Смотрите, если стол низкий – над ним приходится наклоняться, а если высокий – изгибать туловище так, чтобы рука (при писании, например), оставалась на его поверхности. К чему это приводит? В первом случае – к сутулости, при втором варианте – к боковым искривлениям. Аналогичные ситуации произойдут и при неправильном распределении нагрузок – при спортивных занятиях наклоняться в одну сторону больше, чем в другую; носить тяжести всегда одной и той же рукой. Выявление нарушений осанки Самый простой способ – станьте к стене спиной так, чтобы таз, голени, лопатки и пятки прикасались к ней. А теперь попробуйте просунуть свой кулак между стеной и поясницей. В норме – он не проходит. Если можно просунуть ладошку, это считается тоже нормальным состоянием. Формирование осанки - процесс длительный, начинающийся с первого года жизни и завершающийся только к 20-25 годам. В связи с этим особое значение приобретают методы профилактики и лечения, дающие стойкий результат и не имеющие негативных побочных эффектов. Лечебная физкультура и массаж
31
- это наиболее подходящие способы воздействия на детский организм. Кроме того, это относительно простые методы.
В дошкольном и школьном возрасте необходимо плавать, играть в футбол, волейбол, бегать, заниматься танцами и т.п. Правильно организованный двигательный режим, активная и разнообразная физическая деятельность - основа профилактики нарушений осанки, сколиозов и других дефектов опорно-двигательного аппарата.
Поза сидя имеет особенно большое значение. Если у дошкольника воспитать устойчивый навык, то в школе ребенок будет сидеть правильно, избежит большей части проблем со здоровьем. Важно, чтобы ребенок сидел прямо, не сгибая туловище, голова может быть слегка наклонена вперед. Ноги упираются в пол всей стопой и согнуты в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах под прямыми углами, спина должна опираться на спинку стула или кресла, а бедра лежать на двух третях сиденья. Нельзя сидеть, положа одну ногу на другую в подражание взрослым, или убирать ноги под сиденье, так как под коленями проходят крупные кровеносные сосуды и в таких позах они пережимаются.
Особенно необходимо следить за плечами - они должны быть на одном уровне. Нельзя опираться на одну руку, поворачивая плечо при письме и рисовании. Это самая большая ошибка, которая формирует стойкую привычку и ведет к нарушению осанки, сколиозу.
Поза во время сна не менее важна, чем положение тела днем. Позвоночник должен хорошо отдохнуть за ночь. Это возможно, если позвоночник опирается во всех частях и лежит прямо, не провисая, если ребенок спит на боку, или сохраняет все физиологические изгибы в положении лежа на спине.
Спать лучше на полужесткой опоре, на упругом матраце. Причем надо учитывать соответствие полноты, массы тела и толщины постели. Полному, тяжелому школьнику или дошкольнику подходит относительно жесткий матрац, худенькому - помягче.
Очень важный элемент постели - подушка. Она должна быть небольшой и упругой. Мебель также должна соответствовать росту (5, 6).
 

Выполнил: Михалевский Василий

Научный консультант: Ортопед высшей категории, врач миниинвазивной хирургии стопы, к.м-т.н., С.Н. Нефедьев.