Лечение Hallux Valgus В Иркутске! Без гипса и без костылей!
Щадящие технологии в Хирургии стопы. Раннее восстановление.
 
8 (3952)
66-11-80
Введите Имя
Введите E-mail
Введите Город




 
                                                        

                                                                         

   Ваша заявка успешно отправлена!   

 

10. 10. 2013

Министерство здравоохранения Российской федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Научное общество молодых ученых и студентов им. И.И. Мечникова ИГМУ

 

Диагностика рессорных свойств стопы учащихся

8 классов МАОУ Лицея ИГУ г. Иркутска

методом плантографии по Штритеру

Выполнил:

Михалевский Василий

 

Научный консультант:

врач-ортопед,

к.м-т.н., С.Н. Нефедьев

 

г. Иркутск, 2015г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………….

3

I Теоретическая часть……………………………………………………

4-9

I. 1. Строение стопы……………………………………………………..

4

I. 2. Плоскостопие. Виды распластывания стопы……………………………….

4

I. 3. Степени плоскостопия …………………………………………….

6

I. 4. Симптомы плоскостопия…………………………………………...

7

I. 5. Причины патологии - плоскостопия……………………………………………

7

I. 6. Особенности развития патологии - плоскостопия у детей……………………

7

I. 7. Способы лечения патологии - плоскостопия на начальном этапе……………

8

II Экспериментальная часть…………………………………………….

10

III Заключение……………………………………………………………

IV Литературы……………………………………………………………

14

15

V Приложения:

 

Приложение 1. Отпечаток здоровой стопы…………………………….

16

Приложение 2. Степени патологии стопы - продольного и поперечного плоскостопия у детей и взрослых………………………………………………………….

17

Приложение 3. Отпечатки стоп в норме и при патологии стопы - плоскостопии…………

18

Приложение 4. Способы диагностики рессорных свойств стопы…….

19

Приложение 5. Выбираем детскую обувь правильно………………….

22

Приложение 6.Тест, позволяющий выявить наличие или отсутствие патологии стопы - плоскостопия…………………………………………………………….

23

Приложение 7. Гимнастика при патологии стопы - плоскостопии…………………………

24

Приложение 8. Данные медосмотра учеников 6-11 классов гимназии №1, г. Ангарск, апрель 2013 года………………………………………...

26

Приложение 9. Профилактика патологии стопы, плоскостопия…………………………...

27

ВВЕДЕНИЕ

Уверенность и грациозность походки, быстрый бег и легкие прыжки, способность длительное время пребывать в вертикальном положении обусловлено уникальным сводчатым строением стопы. Сводчатая конструкция стопы отсутствует у всех млекопитающих и является характерным признаком для человека, обусловленным прямохождением. И, как кривой фундамент вызывает перекос всего здания, так и изменения формы стопы вызывает нарушения во всем организме человека.

Наиболее часто встречающейся патологией опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста является плоскостопие. Плоскостопие - это деформация стопы, характеризующаяся опущением её сводов.

Большинство людей необоснованно считает плоскостопие несерьезным заболеванием, доставляющим лишь небольшой дискомфорт, а боль при ходьбе списывают на неудобную обувь. Однако, плоскостопие – очень серьезная и коварная патология, которая ускоряет износ практически всего опорно-двигательного аппарата.

Актуальность. Как известно, дети редко жалуются на боли в связи с плоскостопием, однако, в зрелом возрасте оно причиняет много проблем и даже страданий. Здоровье стоп - это здоровье всего организма, в связи с этим, ранняя диагностика и применение средств профилактики и лечения плоскостопия чрезвычайно важна. Тем более, что детские и подростковые стопы хорошо поддаются коррекции, чего нельзя сказать о стопах взрослого человека.

Цель работы - изучить состояние свода стоп у учащихся 8-х классов лицея ИГУ г. Иркутска.

Задачи:

  1. Познакомиться с литературными данными по данной теме;
  2. Изучить некоторые методы исследования свода стопы;
  3. Выбрать метод исследования стоп учащихся;
  4. Проинструктировать учащихся 8 классов о том, как правильно получить «чернильные отпечатки» стоп;
  5. Выполнить обработку и оценку плантограмм используя метод Штритера;
  6. Провести анкетирование учащихся восьмых классов для установления возможных причин плоскостопия;
  7. Предложить рекомендации учащимся исходя из полученных результатов исследования.

I. Теоретическая часть

I. 1. Строение важнейшего сегмента скелета - стопы

Cтопа - один из важнейших органов человека, это дистальный отдел нижней конечности. Функционально стопа представляет собой орган, работающий как опорный и рессорный аппарат при различных положениях и движениях тела, напр. при стоянии, ходьбе, беге, прыжке и т.п. Особенностью строения стопы человека является наличие так называемых сводов стопы.Это сложная рессорная конструкция, которая идеальным образом распределяет нагрузку при ходьбе Продольный и поперечный своды стопы – те самые пружины и рычаги, за счет которых работает этот живой механизм. (3). Свод выполняет весьма важную функцию – компенсирует давление на конечности.(1,5,11)

В продольном своде различают, в свою очередь, еще два свода: наружный и внутренний. Внутренний продольный свод образуют таранная, ладьевидная, клиновидные, 1-я и 2-я плюсневые кости. Центр внутреннего свода стопы находится в области таранно-ладьевидного сустава.

Наружный продольный свод стопы образован пяточной, кубовидной, 4-й и 5-й плюсневыми костями. При стоянии и ходьбе он прилегает непосредственно к плоскости опоры.

Поперечный свод образуют головки плюсневых костей, располагающиеся по дуге. Центр поперечного свода совпадает с головкой 3-й плюсневой кости, наиболее отдаленной от плоскости опоры. (3)

Комплекс костей стопы, соединенных почти неподвижно при помощи суставов, образует так называемую твердую основу стопы. Из связок в укреплении свода стопы решающую роль играет длинная подошвенная связка. Она начинается от нижней поверхности пяточной кости, тянется вперед и прикрепляется глубокими волокнами к основанию плюсневых костей. (1,11)

Строение стопы человека, в частности её свода, во многом обусловлено поддержкой связок и мышц, которые не позволяют своду уплощаться, и помогают в амортизационной функции стопы. Но если мышцы и связки стоп перестают работать и становятся слабыми, то происходит нарушение нормальной формы стопы - она оседает и уплощается.

I. 2. Патология стопыПлоскостопие. Его Виды

Плоскостопие - это одна из патологий стопы, это уплощение сводов стопы и частичная или полная потеря всех её рессорных (амортизирующих) функций.

Плоскостопие может быть продольным (уплощение продольного свода стопы) и поперечным (распластанность переднего отдела стопы). Если имеется уплощение продольного и поперечного свода говорят о комбинированном плоскостопии. (10,11)

Плоскостопие характерно, в основном, для людей с врожденной слабостью соединительной ткани. Стопа хорошо функционирует как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками и мышцами. Если происходит ослабление мышечно-связочного аппарата, то начинает нарушаться нормальная форма – стопа оседает, становится плоской, утрачивается одна из основных ее функций – пружинящая (рессорная). (5,6)

В зависимости от этиологии деформация стопы может быть врожденной и приобретенной (травматической, паралитической, рахитической и статической) (5,6).

Врожденное плоскостопие встречается довольно редко (3% случаев) и является следствием внутриутробных пороков развития структурных элементов стопы. Как правило, у таких детей находят и другие нарушения строения скелета. Лечение подобного вида плоскостопия надо начинать как можно раньше. В сложных случаях прибегают к хирургическому вмешательству.(3)

Приобретенное плоскостопие встречается в любом возрасте и разделяется на варианты: см. подробнее здесь: Патология стопы - Плоскостопие. Его Виды

Травматическое плоскостопие. Травмы и переломы лодыжек, голеностопного сустава, пяточной и предплюсневых костей, повреждения мягких тканей, укрепляющих своды стоп, становятся причинами пост травматического плоскостопия.

Паралитическое плоскостопие. Перенесенный полиомиелит может стать причиной развития паралитического плоскостопия (паралитической плоской стопы). Вследствие этого наступает паралич большеберцовых мышц и мышц стопы.

Рахитическое плоскостопие. Рахит – заболевание, нарушающее нормальное формирование костей человека, в том числе и костей стопы. Хрупкие, непрочные кости стопы и ослабленные мышцы и связки не выдерживают нагрузок тела, вследствие чего происходит деформация стопы и образование плоскостопия. (3,6).

Статическое плоскостопие. Статическое плоскостопие встречается наиболее часто – в 82,1% случаев. Развивается оно по следующим причинам:

  • наследственная предрасположенность (врожденная слабость связочного аппарата), такую стопу еще часто называют «аристократической»;
  • слабость мышц и связок стопы и голени из-за уменьшения силы мышц при физиологическом старении, при малой физической активности и отсутствии тренировки у лиц «сидячих» профессий;
  • избыточный вес – у большинства очень полных людей своды стопы не выдерживают их чрезмерного веса, и боли в ногах, как правило, сочетаются с болями в спине;
  • неудобная, нерациональная обувь – постоянное ношение туфель на шпильке или на негнущейся платформе настолько извращает биомеханику нормального шага, что почти фатально приводит к этой болезни;
  • длительные нагрузки на ноги (долгое стояние, регулярное ношение тяжестей и др.); часто они связаны с профессиональной деятельностью человека («весь день на ногах»), это касается и ведения домашнего хозяйства.

Боли при статическом плоскостопии усиливаются к вечеру, но ослабевают после отдыха, иногда в области лодыжки наблюдается отечность. Выраженные боли появляются тогда, когда у организма уже кончаются силы обеспечивать нормальное передвижение. К этому времени успевают пострадать и коленный, и тазобедренный суставы, успевает развиться патологическая осанка. Все это может привести к плачевному итогу – артрозу и сколиозу как результатам нарушения функций опорной системы. (3,12)

I.3. Степени плоскостопия

Плоскостопие относится к тем заболеваниям, которые, возникнув, достаточно быстро прогрессируют. Тяжесть заболевания плоскостопием может быть различной. Всего выделяют три степени плоскостопия: (3, 5, 6)

1. Слабовыраженное. Несостоятельность связочного аппарата – наиболее ранняя стадия заболевания. Форма стопы при этом не изменена, но в результате перерастяжения связок возникают боли, которые появляются после длительной ходьбы или к концу дня. После отдыха, как правило, неприятные болевые ощущения проходят. При слабовыраженном плоскостопии в ногах после физических нагрузок появляется чувство усталости, при надавливании на стопу возникают болезненные ощущения. Походка становится менее пластичной, нередко к вечеру стопа отекает.

2. Комбинированное. Комбинированное плоскостопие – следующая стадия болезни. На этой стадии уплощение стопы определяется медиками невооруженным взглядом, так как происходит расширение стопы и в походке появляется косолапость и тяжелая поступь. На этой стадии интенсивность боли растет, и она уже охватывает не только стопы и голеностоп, а может доходить и до колена. Своды стопы исчезают, стопа распластана. Боли в стопах постоянные и более сильные. Боль охватывает всю ногу вплоть до коленного сустава. Отмечается значительное затруднение ходьбы.

3. Резко выраженное. Третья степень плоскостопия – резко выраженная деформация стопы, которая при работе опорно-двигательного аппарата сопровождается нарушениями различного характера (артрозами, остеохондрозом, сколиозом и грыжами межпозвоночных дисков). Становится причиной деформации пальцев – они приобретают молоткообразную форму. (6). Чем резче деформация выражена, тем больше отклоняется наружу большой палец. Нередко больные только на этом этапе обращаются к врачу. Ведь боль в стопах, голенях, которые почти всегда отечны, и в коленных суставах ощущается постоянно. Часто болит поясница, появляется мучительная головная боль. При III степени плоскостопия значительно снижается трудоспособность, даже спокойная, непродолжительная ходьба затруднена. В обычной обуви человек уже передвигаться не может. (5,6)

I. 4. Симптомы плоскостопия

Как же распознать это коварное заболевание? Существует ряд характерных симптомов, которые могут свидетельствовать об имеющемся плоскостопии (4,5):

• Ваша обувь стоптана и изношена с внутренней стороны;
• Ноги быстро утомляются при ходьбе и работе на ногах; 
• Появляется усталость и боли в ногах к концу дня, судороги, чувство тяжести, отечность;
• Отечность в области лодыжек;
• Невозможность носить обувь на каблуках;
• Нога словно выросла - приходится покупать обувь на размер больше (особенно по ширине);
• Стопа стала широкой настолько, что невозможно надеть любимую обувь.

I.5. Причины плоскостопия

К наиболее распространенным причинам плоскостопия относятся:

  • Плохо подобранная обувь (узкая обувь с острыми носами, высокие каблуки и платформы);
  • Наследственная предрасположенность: генетические отклонения в развитии связок, мышц и костей стопы и врожденная слабость мышечно-связочного аппарата;
  • Травмы: травмы стоп, перелом лодыжки и пяточной кости, ушибы и трещины хрящей, разрывы связок, повреждение мышц и связок укрепляющих свод стопы;
  • Заболевания: рахит и как следствие ослабленность и мягкость костей, которые очень легко деформируются, осложнения после полиомиелита - паралич мышц подошвы и голени;
  • Недостаточная физическая нагрузка, и как следствие слабость мышц и связок - "сидячая" работа;
  • Избыточная физическая нагрузка - "стоячая" работа, увлечение беговыми и прыжковыми видами спорта. (2, 4, 12).

I. 6. Особенности развития плоскостопия у детей

Чаще всего у детей встречается продольное плоскостопие. Оно, как известно, бывает врожденным иприобретенным.

Врожденная форма заболевания встречается редко и является следствием внутриутробных пороков развития, выявляют ее уже в роддоме. В большинстве случаев поражена одна стопа, но иногда поражаются и обе. (3)

Критический момент в развитии плоскостопия – это возраст от 8 месяцев до 1,5 лет, когда ребенок начинает учиться ходить. В этот момент родителям важно предотвратить начинающиеся деформации стопы, учитывая, что достоверно установить, есть врожденное плоскостопие у ребенка или нет, раньше 5 – 6-летнего возраста весьма проблематично.

У всех детей до 2 лет продольный свод стопы плоский. Такое состояние специалисты считают физиологическим, ведь костная ткань у малышей мягкая и эластичная. Когда дети начинают вставать на ножки (в 7 – 9 месяцев) и самостоятельно ходить (в 10 – 12 месяцев), функцию амортизатора берет на себя «жировая подушечка», которая располагается на детской подошве под кожей. (3)

В 2 – 3 года кости набирают достаточное количество минеральных веществ, суставные поверхности приобретают нормальные очертания, связки становятся более прочными, а сила мышц позволяет дольше находиться на ногах.

До 3 – 4 лет, если ребенок не жалуется на боль в ногах, нормально развивается и проявляет нормальную физическую активность, волноваться по поводу плоскостопия незачем.

Процесс формирования костей стопы продолжается примерно до 5 – 6-летнего возраста. Только в этот период можно говорить о наличии или отсутствии у ребенка плоскостопия – уже того самого, о котором следует беспокоиться.

Именно в возрасте от 4 до 7 лет, когда не закрыты точки окостенения, легче предупредить или исправить развитие деформации стоп и сформировать правильную походку и предотвратить нарушение работы всего опорно-двигательного аппарата, в том числе и позвоночника. (3)

I.7. Способы лечения плоскостопия на начальном этапе

Основные цели лечебных мероприятий при плоскостопии направлены, прежде всего, на укрепление мышц и связок, так как их ослабление и является основной причиной появления плоскостопия.(3, 5, 6, 9) По возможности, используют консервативное лечение, применяют его в случаях, когда заболевание не запущено и не достигло 3 степени. Третья степень плоскостопия, к сожалению, почти не поддается консервативному лечению, и больные вынуждены прибегать к хирургическому вмешательству, при котором подрезают связки, убирается искривление большого пальца и производится исправление сводов стопы.

Консервативное лечение плоскостопия прежде всего должно быть комплексным. Большую роль в консервативном лечении играет мануальная терапия, лечебная гимнастика, иглорефлексотерапия, ограничение статической нагрузки, лазеротерапия, использование стелек-супинаторов и ортопедической обуви.

Комплексы специальных упражнений для стопы (см. Приложение) следует повторять 2—3 раза в течение дня, особенно после длительного пребывания на ногах. (9, 12)

Очень эффективное воздействие оказывает массаж, пользу принесет и самомассаж – для него существует множество приспособлений (специальные коврики, мячи, массажные валики).(3)

В лечении плоскостопия нередко применяется физиотерапия (парафино-озокеритовые аппликации, электрофорез и др.), благодаря воздействию которой улучшаются обменные процессы и кровообращение в тканях, а также опосредованно укрепляются своды стоп.(3, 9)

В рацион питания необходимо внести больше продуктов, содержащих фосфор и кальций, особенно это важно в подростковом возрасте, когда организм стремительно растет и нуждается в необходимых витаминах.(2. 3)

Рекомендуется ходить босиком по траве, земле, песку, гальке, - все эти материалы естественным образом укрепляют свод стопы, хождение без обуви по ровной твердой поверхности необходимо полностью исключить.

II Экспериментальная часть

В исследованиях приняло участие 73 ученика 8 классов лицея ИГУ (41 девочка и 32 мальчика).

Рис.1. Распределение экспериментальной группы по полу

Среди известных методов диагностики патологии стопы можно выделить следующие.

  1. Визуальная оценка. Заключается в осмотре медиального (внутреннего) свода стопы, а так же подошвенной поверхности обеих стоп. Однако этот метод не объективен, не дает количественной оценки выявленных нарушений и не позволяет провести градацию патологии.
  2. Измерение стопы метрической лентой – подометрия. В этом методе производится замер различных анатомических образований стопы., из соотношений которых вычисляются различные индексы. Метод не достаточно точен, трудоемок, не лишен субъективизма, при этом позволяет описать лишь анатомический компонент патологии, не затрагивая функционального.
  3. Метод плантографии «чернильных отпечатков» и более современные варианты на основе цифровой видеосъемки. Эти методы позволяют получать изображения зоны контакта подошвенной поверхности стопы, по которым также рассчитываются различные индексы и показатели. Эти методы обладают высокой точностью, но они описывают только анатомический компонент патологии и имеют ограниченную информативность.
  4. Традиционная плоскостная рентгенография. Это наиболее распространенный метод диагностики патологии стопы, для которого предложено большое число различных проекций, имеющих целью получить изображения тех или иных анатомических образований стопы. Рентгенография обладает высокой точностью и надежностью измеряемых характеристик.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является измерительный метод диагностики рессорных свойств стопы методом плантографии по В.А. Штритеру. По данным Мартиросова Э.Г(7), Хабибулиной И.Р.(8) способ диагностики стопы по Штритеру дает высокую степень градации плоскостопия в количественном выражении и позволяет провести экспресс - оценку состояния стопы.

В связи с этим, в данной работе использовался метод плантографии, а оценка плантограмм проводилась по методу Штритера.

Для получения отпечатков берется чистый лист бумаги, который кладется на пол. Ступни мажут цветной гуашью, и испытуемый встает на этот лист. Корпус при этом должен быть прямым, ноги вместе, чтобы тяжесть тела распределялась равномерно. На бумаге останется четкий отпечаток стоп.

Рис.2. Обработка плантограммы по методу Штритера

Обработка плантограмм методом Штритера (рис.1.) состоит в том, что к наиболее выступающим точкам медиального края отпечатка стопы проводится касательная линия (АБ), из середины которой (точка В) восстанавливается перпендикуляр, пересекающий медиальный край в точке Г, а латеральный – в точке Д.

Состояние продольного свода стопы определялась по формуле:

I (индекс Штритера) = ГД/ВД х 100 и оценивалась следующим образом (8):

  • от 0 до 36 % - высокосводчатая стопа,
  • от 36,1 до 43 % - повышенный свод,
  • от 43,1 до 50 % - нормальный свод,
  • от 50,1 до 60 % - уплощение свода,
  • от 60,1 до 70 % - плоскостопие.

В результате анализа полученных плантограмм мы получили следующие результаты (рис.2.): среди обследованных ребят нормальный свод стопы имеют 40 человек (54%). У остальных учеников (46%) найдены различные отклонения от нормы: У 10 учащихся (14% от общего количества обследованных) обнаружено плоскостопие, 11 учеников (15%) имеют упло-щение стопы, у 12 учеников (17%) стопа с повышенным сводом.

Рис.3. Распределение показателей индекса Штритера

Следует отметить, что в целях сравнения разных методов, был проведен дополнительный анализ стоп 10 учеников методом плантографии по Чижину и методом подометрии по Фридлянду (Приложение 4).

Согласно результатам обработки плантограмм методом Штритера, 6 учеников имели нормальную стопу (IШтритера = 43%, 46,7%, 46,9%, 47,7%, 48,4%)три ученика – плоскостопие(I Штритера = 62,1%, 68,2%, 73%), один ученик – уплощение свода (I= 54,6%).

Анализ плантограмм методом Чижина и вычисление подометрического индекса по Фридлянду также показали наличие плоскостопия у троих учеников, а нормальный свод – не у шести, а у семи учеников. Из чего следует, что метод Чижина и Фриндлянда имеют более низкую степень градации патологии стопы, по сравнению с методом Штритера, а уплощение стопы рассматривают, как вариант нормы.

На следующих снимках представлены плантограммы различных типов стоп, полученных в результате проведенного эксперимента:

Рис. 4. Рис. 5. Рис. 6. Рис. 7.

Повышенный свод Нормальная стопа Уплощенная стопа Плоскостопие

Для выявления возможных факторов, способствующих появлению плоскостопия, было проведено анкетирование.

Вопросы анкеты:

  1. Какую обувь предпочитаете носить? (варианты - кроссовки, кеды, обувь на сплошной подошве, обувь на каблуке до 5 см., обувь на каблуке выше 5 см.)
  2. Какую обувь не любите носить? (Кроссовки, кеды, обувь на сплошной подошве, обувь на каблуке до 5 см., обувь на каблуке более 5 см.)
  3. Какую обувь наиболее часто используете? (варианты - кроссовки, кеды, обувь на сплошной подошве, обувь на каблуке до 5 см, обувь на каблуке выше 5 см.)
  4. Какой обувью редко пользуетесь? Кроссовки, кеды, обувь на сплошной подошве, обувь на каблуке до 5 см, обувь на каблуке более 5 см.)
  5. Занимаетесь ли спортом, если «да», то какими видами спорта?

В ходе анализа выяснилось, что выраженной связи между наличием или отсутствием плоскостопия и предпочтением той или иной обуви и занятиями спортом не имеется. 

Комментарий: По мнению доктора Нефедьева это можно объяснить тем, что вся наша обувь достаточно плоская и не индивидуальна, а как мы знаем по Вредену: "Ком земли от Адама до Евы спасает ногу человека от плоскостопия" . 

Заменить же плоский пол мы можем индивидуально изготовленной стелькой! есть и еще вариант: переехать жить и работать на песочек, но в современном мире мы делаем это только в отпуске, что, к сожалению является "каплей в море"!

Так, из 42% учащихся, предпочитающих кроссовки – 28% имеют нормальный свод стопы, 14% – плоскостопие. Из 35%, предпочитающих кеды – также нормальный свод имеют 23%, 12% – плоскостопие).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе данных обследования учащихся 8 классов лицея ИГУ 54% имеют нормальную стопу, 46% - различные отклонения от нормы (14% - выраженное плоскостопие, 15% - уплощение стопы, 17% - повышенный свод стопы).

Мной была исследована стопа учащегося 8 класса разными способами (методом Штритера, Чижина и вычисление подометрического индекса по Фридлянду). Мы считаем, что метод Штритера более удобен в применении, а главное дает самую высокую степень градации плоскостопия и состояния стопы в целом. Поэтому можно его рекомендовать к использованию для исследования состояния стопы каждого ученика например на уроках биологии при проведении практической работы.

Результаты анкетирования не выявили корреляции между наличием дефектов стопы (плоскостопия, уплощения свода), использованием той или иной обуви и занятиями спортом. Из этого следует вывод, что в данном случае плоскостопие в большей степени зависит от наследственного фактора, а именно врожденной слабости мышечно-связочного аппарата стопы, что вполне согласуется с данными научной литературы. Тем не менее,гиподинамия, неправильно подобранная обувь, постоянное хождение босиком по плоской и твердой поверхности, несомненно, являются провоцирующими факторами в развитии плоскостопия.

Исходя из полученных результатов, учащимся с плоской и уплощенной формой стопы необходимо:

  • получить консультацию врача-ортопеда (возможна коррекция стопы с помощью супинаторов и ортопедических стелек);
  • выполнять специальные упражнения,
  • делать массаж стоп;
  • тщательно подбирать обувь.

Представленная научная работа полезна для своевременного выявления отклонений в развитии стопы и обращения к врачу. Мы считаем, что данными нашего исследования могут воспользоваться учителя физической культуры (для индивидуального подхода к детям, имеющих плоскостопие), биологии (в качестве примера конкретных статистических данных), и что особенно важно, об этом должны своевременно узнать родители, чтобы принять необходимые меры по лечению и профилактики плоскостопия.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Билич Н.П. Медицинская популярная энциклопедия. – М.: АСП, 1997. -125с.
  2. Валик Б.В. Подготовка мышц, обеспечивающих правильную осанку и упругие свойства стопы . М.: Физическая культура в школе. - 2006. – 62с.
  3. Васильева А.В. Плоскостопие. Самые эффективные методы лечения. - М.: Крылов, 2011. – 160с.
  4. Гребова Л.П. Лечебная физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. – М. Академия, 2006.-176с.
  5. Красикова И.С. Плоскостопие. Профилактика и лечение. – М. 2002.
  6. Лосева В.С. Плоскостопие у детей 6-7 лет: Профилактика и лечение. Издательство: "Сфера", 2004.
  7. Мартиросов Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии. М.: «Физкультура и спорт», 1982. - 104с.
  8. Хабибуллина И.Р., Тупиев И.Д. Спортивная морфология (практикум). - Уфа, 2006. - 24с.
  9. Чоговадзе А.Г. Предупреждение и лечение плоскостопия. – М.: Медицина, 1965. – 49 с.
  10. Энциклопедия здоровья. / под ред. В.М. Петренко. – М., 1992. – С. 346-357.
  11. http://www.MoiLekar.ru
  12. http://www.MedGeneral.ru
  13. www.Кдоктору.РФ 

 

Приложение 1

ОТПЕЧАТОК СВОДОВ ЗДОРОВОЙ СТОПЫ (3)

Приложение 2

СТЕПЕНИ ПРОДОЛЬНОГО И ПОПЕРЕЧНОГО ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ (3)

Рисунок 1. Степени продольного плоскостопия у детей(а) и взрослых (б)

Рисунок 2. Степени поперечного плоскостопия

Приложение 3

ОТПЕЧАТКИ СТОП В НОРМЕ И ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ (3)

Рис.1 Норма Рис.2. Плоскостопие

Приложение 4

СПОСОБЫ ДИАГНОСТИКИ РЕССОРНЫХ СВОЙСТВ СТОПЫ (7)

В настоящее время известно несколько способов диагностики рессорных свойств стопы. При обследовании стопы используют визуальный, измерительные (подометрия, плантография) и рентгенографический способы диагностики. При визуальном способе диагностики оценку состояния стопы проводят путем приподнимания на носки и поднимания пальцев стопы без отрыва от плоской опоры. Этот метод считается субъективным и не позволяет дать градацию плоскостопия и количественно оценить его, что не позволяет его использовать в ранней диагностике с целью ранней коррекции дисфункции стопы спортсмена.

В основе измерительного способа диагностики стопы (подометрия) лежит измерение длины стопы, высоты медиальной части ее продольного свода, высоты подъема стопы, ширины заднего и переднего отделов стопы. По формуле М.О.Фридлянда вычисляется индекс стопы, равный:

где I - искомый индекс (в %),

h - высота подъема стопы (в см),

l - длина стопы (в см).

Характеристика индекса стопы:

от 31 до 29% - нормальный свод,

ниже 25% - резкое плоскостопие.

Однако метод недостаточно точен, не лишен субъективизма и при этом позволяет описать лишь анатомический компонент патологии, не затрагивая функционального. Способ может быть пригоден для ранней диагностики плоскостопия только в сочетании с другими способами.

Известен инструментальный способ диагностики стопы - плоскостная рентгенография (Эффективность методов оценки сводов стопы человека.

Метод отличается высокой точностью и надежностью. Однако его не применяют на ранних стадиях диагностики, так как он не является экспресс-методом из-за высокой трудоемкости, а также из-за значительных материальных затрат и ионизирующего излучения.

В основе метода плантографии лежит получение отпечатка стопы - плантограммы. Обработку плантограммы проводят по методу И.М. Чижина или В.А. Штритера путем построения чертежа по антропометрическим точкам стопы и затем по формуле вычисляется индекс стопы. Сводчатость стопы оценивают по индексу.

При обработке плантограмм по Чижину проводят касательную АВ к наиболее выступающим точкам стопы с внутреннего края. Линию СД проводят через пятки к основанию 2-го пальца. Через середину СД восстанавливают перпендикуляр ЕF до пересечения с касательной АВ в точке «в» и с наружным краем отпечатка в точке «а» и внутренним краем отпечатка в точке «б».

   Форму стопы определяем по индексу:

I=(аб/бв)

При индексе Чижина от 0 до 1 - сводчатость стопы нормальная, при индексе более 2 имеется плоскостопие. Этот способ диагностики используют тренеры и спортивные врачи для экспресс-оценки рессорной и опорной функции стопы при обследовании спортсмена. Этот способ достаточно точен, дает количественную градацию патологии, однако описывает только анатомический компонент, характеризующий плоскостопие. Другие же виды дисфункции стопы этим способом не выявляются. В ранней диагностике плоскостопия этот способ можно использовать только в сочетании с другими способами.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является измерительный способ диагностики рессорных свойств стопы спортсмена методом плантографии по В.А. Штритеру. В основе плантографии по Штритеру также лежит получение отпечатка стопы - плантограммы. Обработку плантограммы производят путем построения чертежа, на котором наносят касательную АБ к наиболее выступающим точкам медиального края отпечатка стопы, из середины которой в точке В восстанавливают перпендикуляр, пересекающий медиальный край отпечатка в точке Г, а латеральный- в точке Д (рис.1).

Полученные отрезки ВД и ГД измеряют (в см).

Состояние продольного свода стопы определяют по формуле:

где I - индекс Штритера,

ГД - отрезок перпендикуляра (в см),

ВД - отрезок перпендикуляра (в см),

и оценивают следующим образом: при индексе от 0 до 36% -высокосводчатая стопа, от 36,1 до 43% - повышенный свод, от 43 до 50% - нормальный свод, от 50,1 до 60% - уплощение свода, от 60,1 до 70% - плоскостопие.

Данный способ диагностики стопы дает высокую степень градации плоскостопия в количественном выражении и позволяет провести экспресс - оценку состояния стопы спортсмена при его обследовании. Однако для ранней диагностики нарушений свода стопы его можно применять только в сочетании с другими методами.

Приложение 5

ВЫБИРАЕМ ДЕТСКУЮ ОБУВЬ ПРАВИЛЬНО (3)

Мы уже писали, что виновницей приобретенного плоскостопия может оказаться неверно подобранная обувь. Как только ребенок начинает вставать на ножки, это значит, что пришло время покупать ему первые ботиночки. Обычно это происходит в период 7 – 8 месяцев.

Критерии «правильной» детской обуви обозначаются довольно четко. Первые ботинки должны обладать следующими качествами:

• Плотно фиксировать стопу и голеностопный сустав с помощью шнуровки или «липучек», но ни в коем случае не сдавливать ножку и не быть слишком свободными.

• Иметь минимальное количество внутренних швов, чтобы малыш не натер кожу вокруг голеностопных суставов.

• В их изготовлении (включая стельки) должны использоваться натуральные

материалы.

• Задник должен быть высоким, жестким, хорошо фиксирующим ножку малыша. Это необходимо для того, чтобы избежать бокового искривления в голеностопном суставе.

• Лучше, если поверхность ботиночек будет перфорированной, чтобы ноги могли «дышать».

• Подошва должна быть устойчивой и не скользкой, с маленьким (1 – 1,5 см)

каблучком. Кроме того, она должна быть гибкой в середине, то есть там, где анатомически сгибается нога. Там, где нога не гнется, не должна гнуться и подошва.

• В обуви для детей до 2 лет не должно быть супинатора, ведь функцию амортизатора выполняет та самая «жировая подушечка», в противном случае супинатор будет лишь препятствовать нормальному формированию сводов стопы.

• При примерке надо учитывать, чтобы обувь была с запасом, не мешающим ребенку ходить, – около 1,5 см.

• Желательно менять обувь малыша каждые три месяца: в дошкольном возрасте стопа увеличивается приблизительно на 2 – 3 размера в год. Если между мыском и самым длинным пальцем расстояние меньше, чем ширина большого пальца малыша, обувь следует срочно заменить.

Приложение 6

ТЕСТ, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ ВЫЯВИТЬ НАЛИЧИЕ ИЛИ ОТСУТСТВИЕ

ПЛОСКОСТОПИЯ

(Колодницкий Г.А., Кузнецова В.С. Профилактика и коррекция плоскостопия.)

Для определения формы стопы при врачебно-педагогических наблюдениях широкое распространение получили методы анализа отпечатков (плантограмм). Тест проводится при помощи плантографа. Плантограф – это деревянная рамка (высота 2 см и размером 40 х 40 см), на которую натянуто полотно (или мешковина) и сверху него полиэтиленовая плёнка. Полотно смачивается штемпельной краской или зелёнкой. На окрашенную сторону кладётся лист бумаги, на котором написаны: Ф. И. ребёнка, класс, дата обследования. Ребёнок становится обеими ногами на середину рамки (на бумагу), при этом на бумаге остаются отпечатки стопы – плантограмма. Оценка плантограммы: заключение о состоянии свода стопы делается на основании расположения двух линий, проведённых на отпечатке. Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Вторая линия проводится от середины пятки до середины основания большого пальца. Если контур отпечатка стопы в срединной части не перекрывает эти линии – стопа нормальная. Если первая линия проходит внутри отпечатка – уплощение свода стопы. Если обе линии расположены внутри контура отпечатка – стопа плоская. Дети с неправильно сформированной стопой направляются на консультацию к хирургу-ортопеду. Плантограмму можно получить различными способами, самый простой из которых отпечаток на чистом листе бумаги. Картонная или деревянная поверхность пропитывается краской, сверху располагают чистый лист бумаги, на который встают голой ступнёй, тем самым получают отпечаток стопы с внутренней стороны бумаги. Высушенный отпечаток обводится фломастером и строится рабочий рисунок.

При использовании плантографического метода о характере свода стопы судят по ширине её отпечатка. Обработка осуществляется по методу Штритер, с проведением следующих операций:

 

1. На полученном отпечатке проводят касательную (рис.) к наиболее выступающим точкам внутреннего края стопы – АВ.
2. Делят касательную пополам (АВ:2) и отмечают точкой – С.
3. Из середины касательной в точке С восстанавливают перпендикуляр до наружного края стопы – СD.
4. Измеряют длину отрезка – СD.
5. На основании процентного соотношения делают вывод:
а) если отрезок перпендикуляра ЕD составляет до 50 % длины перпендикуляра СD – стопа нормальная;
б) если это соотношение составляет 50 – 60 % – стопа уплощённая;
в) соотношение свыше 60 % – стопа плоская.

Приложение 7

ГИМНАСТИКА ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ (11)

            Приложение 8

ДАННЫЕ МЕДОСМОТРА УЧЕНИКОВ 6-11 КЛАССОВ

ГИМНАЗИИ №1, Г. АНГАРСК, АПРЕЛЬ 2013 ГОДА.

(данные предоставлены врачем-ортопедом, к.м.н., С.Н. Нефедьевым)

 

Приводится среднее значение.

Из расчета на 25 девочек 6-11 классов:

2 девочки практически здоровы,

23 девочки имеют заболевания опорно-двигательного аппарата, из них:

патология стопы (вальгусная деформация стоп, плоскостопие различной степени) у 8 человек

сочетание сколиоза и патологии стопы у 15 человек 

 

Из расчета на 25 мальчиков 6-11 классов:

4 мальчика практически здоровы,

21 мальчик имеет заболевания опорно-двигательного аппарата, из них:

патология стопы (вальгусная деформация стоп, плоскостопие различной степени) у 7 человек

сочетание сколиоза и патологии стопы у 14 человек

Приложение 9

Профилактика плоскостопия

1. Очень важно ношение обуви, подобранной точно по ноге. Медиальный край обуви должен быть прямым, чтобы не отводить кнаружи 1-й палец, носок – просторным. Каблук не должен превышать 4 см.

2. Обязательное условие для здоровой стопы - наличие в этой обуви индивидуальных стелек (стельки-ортезы).

               При отсутствии индивидуальных стелек или песка под ногами

3.  В свободную минуту надо стараться дать ногам отдых. Когда вас никто не видит (так как поза не очень эстетичная), поставить стопы крест-накрест и опереться на их внешние края.

4. 3 – 4 раза в день необходимо вставать на внешние стороны стоп. Стоять в таком положении надо не меньше 30 – 40 секунд.

5. Вечером рекомендуются теплые ванны (температура воды 35 – 36 °С) с последующим массажем свода стопы и мышц.

6. Большое значение имеют специальные физкультурные приемы: ходьба босиком по неровной поверхности, по песку, ходьба на цыпочках, живые игры (волейбол, баскетбол на песке или в индивидуальных стельках и т. д.). (3, 6, 9)

 

Выполнил: Михалевский Василий

Научный консультант: врач-ортопед высшей категории, минимальноинвазивный хирург, к.м-т.н., С.Н. Нефедьев